Вхід на сайт

Привіт, шановний відвідувач нашого сайту!
Введіть ваші дані. Якщо потрібно, можна відновити пароль

Ввійти на сайт Реєстрація на сайті



Рынок электроэнергетики Украины

В 2005 году энергогенерирующими предприятиями Украины было произведено 185,2 ТВтч электроэнергии. С учётом всех потерь и чистого экспорта в размере 8,4 ТВтч суммарное потребление электроэнергии потребителями в прошлом году составило 133,9 ТВтч. Оптовый рынок электроэнергии Украины (ОРЭ) был создан по модели Британского пула в 1996 году и действует по этой модели и по сегодняшний день. На рынке действует модель «единого покупателя». Вся электроэнергия, вырабатываемая большими и средними генерациями (до 20 МВт), продаётся в Оптовый рынок электроэнергии, откуда уже продаётся энергораспределительным компаниям (облэнерго), либо независимым поставщикам (поставщикам по нерегулируемому тарифу). Облэнерго и независимые поставщики, в свою очередь продают её конечным потребителям. Данный механизм показан на схеме ниже.


Таким образом, функции производства, передачи магистральными сетями, а также распределения и поставок электроэнергии разделены. Структура производства электроэнергии на Оптовом рынке электроэнергии Украины в 2005 году имела такую картину: атомные электростанции (47,6%), тепловые электростанции (40,6%), гидроэлектростанции (6,6%), теплоэлектроцентрали (5,1%) и другие электростанции (0,2%).


На протяжении последних 15 лет наблюдается тенденция к увеличению доли производства атомными электростанциями и уменьшению доли тепловых.



Атомные электростанции (Запорожская АЭС, Южноукраинская АЭС, Хмельницкая АЭС и Ровенская АЭС) принадлежат компании НАЭК «Энергоатом», 100 % акций которой принадлежит государству. Общая установленная мощность атомных электростанций составляет 13 880 МВт и в 2005 году использовалась на 73%.

Крупнейшие тепловые электростанции принадлежат компаниям так называемой «большой пятёрки» - ОАО «Захидэнерго» (Бурштынская ТЭС, Дбротворская ТЭС, и Ладыжинская ТЭС), ОАО «Центрэнерго» (Углегорская ТЭС, Змиевская ТЭС и Трипольская ТЭС), ОАО «Днепроэнерго» (Криворожская ТЭС, Запорожская ТЭС и Приднепровская ТЭС), ОАО «Донбассэнерго» (Славянская ТЭС и Старобешевская ТЭС) и ООО «Востокэнерго» (Зуевская ТЭС, Кураховская ТЭС и Луганская ТЭС). Большинство акций первых четырёх компаний принадлежит государству (в составе НАК «Энергетическая компания Украины»), а «Востокэнерго» находится в частной собственности (ВИНК «Донбасская топливно-энергетическая компания»). Суммарная мощность всех действующих теплоэлектростанций «большой пятёрки» составляет 27 853 МВт и в 2005 году использовалась на 25,2%. Также тепловыми электростанциями, хотя и меньшей мощности, владеют некоторые облэнерго и промышленные предприятия.

Гидроэлектростанции, расположенные на Днепре (Киевская ГЭС, Каневская ГЭС, Кременчуцкая ГЭС, Днепродзерджинская ГЭС, Днепровская ГЭС, Каховская ГЭС, а также Киевская ГАЭС) и Днестре (Днестровская ГЭС и ГАЭС владеет ОАО «Укргидроэнерго», 100% акций которого принадлежат государству. Суммарная мощность всех ГЭС «Укргидроэнерго» составляет 4 708 МВт. Благодаря тому, что гидроэлектростанции имеют высокую манёвренность, они включаются, как правило, в часы пик, когда потребление электроэнергии максимальное. Также в Украине работают малые и микро ГЭС, но, как правило, они на столько маленькие, что свою электроэнергию в ОРЭ не продают. Находятся преимущественно в частной собственности и в собственности облэнерго. Ташлыцкая ГАЭС является частью Южноукраинской АЭС.

Передачу электроэнергии территорией Украины высоковольтными линиями (более 110 кВ) осуществляет НЭК «Укрэнерго». Компания находится в государственной собственности и владеет более 22 тыс. км высоковольтных линий электропередач.

ГП «Энергорынок» отвечает за обеспечение покупки электроэнергии у производителей и её продажи поставщикам. Также «Энергорынок» определяет почасовые прогнозированные цены на электроэнергию для ТЭС, регулирует баланс покупки-продажи электроэнергии, сопровождает расчёты и платежи каждого из участников ОРЭ, обеспечивает учёт электроэнергии в ОРЭ.

Из ОРЭ электроэнергия продаётся энергопоставляющим компаниям – облэнерго. После реорганизации сектора было создано 27 облэнерго – по одной в каждой области, Автономной республике Крым, в городах Киеве и Севастополе. Эти компании стали монополистами в передаче электроэнергии на отведённой им территории. В их собственность были переданы линии электропередач 0,38 – 110/154 кВ, трансформаторы, а некоторым и незначительные энергогенерирующие мощности. Позднее на территории некоторых областей стали появляться другие энергопоставляющим компании, и часть оборудования облэнерго была передана в их собственность. Некоторые из таких компаний стали передавать большое количество электроэнергии (как, например Луганское Энергетическое Объединение, которое стало монополистом на территории всей Луганской области или Сервис-Инвест, поставляющий электроэнергию крупнейшим потребителям Донецкой области).

После создания все облэнерго находились в государственной собственности. В 1998 году состоялся первый этап приватизации украинских облэнерго. Было приватизировано 7 поставщиков электроэнергии – Сумыоблэнерго, Полтаваоблэнерго, Одессаоблэнерго, Львовоблэнерго, Черниговоблэнерго, Прикарпатьеоблэнерго и Луганскоблєнерго. Больше половины акций этих компаний было продано преимущественно украинским инвесторам. В 2001 году ещё 6 облэнерго были приватизированы в ходе второго этапа. Инвесторам были предложены выгодные условия начисления прибыли, отличные от всех других энергопоставляющим компаний. Киевоблэнерго и Ривнеоблэнрерго были куплены американской корпорацией AES, а Житомироблэнерго, Севастопольэнерго, Кировоградоблэнерго и Херсоноблэнерго – словацкой VSEnergy. Большинство акций других облэнерго пока остаются в государственной собственности.

Облэнерго оказывают услуги по распределению (передаче электроэнергии сетями до 110/154 кВ) и поставке электроэнергии (продаже её непосредственно потребителям). Если в распределении электроэнергии облэнерго являются монополистами на определённой территории, то поставлять электроэнергию кроме них имеют право и независимые поставщики. В 2005 году независимыми поставщиками было продано около 14% всей электроэнергии на территории Украины.


Ценообразование

Тарифы на электроэнергию, продаваемую энергогегерирующими компаниями Украины, устанавливаются НКРЭ. Однако существуют исключения: тарифы на электроэнергию, вырабатываемую ТЭС формируются каждый час на основе подаваемых ими ценовых заявок (цен, по которой они готовы продать электроэнергию). Малые электростанции (мощностью до 20 МВт) имеют возможность продавать электроэнергию по нерегулироваемому тарифу, то есть не в ОРЭ, а потребителям напрямую или облэнерго. В таком случае тариф не устанавливается регулирующим образом, а определяется генерацией самостоятельно.

Вся электроэнергия, вырабатываемая станциями мощностью свыше 20 МВт, продаётся в оптовый рынок электроэнергии. Из ОРЭ электроэнергия покупается облэнерго или независимыми поставщиками, причём цена, по которой электроэнергия продаётся в ОРЭ генерациями, и цена, по которой она оттуда покупается поставщиками, не одинакова.

Структура оптовой рыночной цены (цены, по которой электроэнергия продаётся из ОРЭ) выглядит следующим образом:

Как видно из диаграммы, к цене электроэнергии, устанавливаемой производителями, (которая составляет около 72% ОРЦ) прибавляется инвестиционная составляющая – средства для реализации некоторых крупных проектов в энергетике (15% ОРЦ), компенсация за продажу электроэнергии населению (8%), расходы НЭК «Укрэнерго» (4%) и расходы ГП «Энергорынок» (0,7% от ОРЦ).

Из Оптового рынка электроэнергию покупают поставщики по нерегулируемому тарифу и энергопоставляющие компании (облэнерго). Поскольку первые действуют на конкурентных основах, а вторые являются монополистами, НКРЭ устанавливает тарифы только для облэнерго, тарифы независимых поставщиков не регулируются.

Розничный тариф (тариф, по которому облэнерго продают электроэнергию конечным потребителям), устанавливаемый НКРЭ, состоит из таких частей:

К оптовой рыночной цене прибавляются коэффициенты нормативных потерь, тариф на передачу и тариф на поставку. Три последних составляющих устанавливается НКРЭ. Прибыль поставщиков электроэнергии закладывается в тариф на передачу и тариф на поставку.

Все потребители электроэнергии делятся на 2 класса. К 1-му классу относятся потребители, к которым подсоединены линии 35КВт и выше, а также те, которые потребляют больше 150 ГВтч в год. Тариф на передачу для потребителей 1 класса значительно ниже, чем для потребителей 2-го класса, благодаря чему электроэнергию они покупают дешевле.

Кроме деления на классы, существует ещё и деления на группы напряжения. От того, к какой группе принадлежит потребитель, зависит величина тарифа на поставку. К 2-й группе принадлежит население и населённые пункты. К 1-й группе напряжения принадлежат все остальные потребители и тариф на поставку для них более низкий.

Розничный тариф для населения и населённых пунктов устанавливается отдельно и является для всех энергопоставляющих компаний Украины одинаковым.

С сентября 2006 года вводится 10% скидка крупным потребителям, покупающим более 50 млн кВтч электроэнергии в год. Для того, чтобы потребители, находящеюся в разных областях Украины платили за электроэнергию одинаковую цену, со второй половины 2005 года НКРЭ ввело единые тарифы. Теперь после того, как розничная цена сформировалась показанным выше образом для каждого облэнерго, рассчитывается средневзвешенная розничная цена для всех облэнерго, которую и платят потребители в разных областях.

Регулирования электроэнергетического сектора

Каждый сектор экономики находится под влиянием органов государственной власти, но энергетический сектор занимает одно из первых мест по «регулируемости». Это связано с рядом причин, основная из которых заключается в том, что ряд деятельностей на энергетическом рынке являются естественными монополиями. Поэтому участники рынка напрямую зависят от органов исполнительной власти.

Министерство топлива и энергетики Украины (с 2005 года разделено на: Министерство энергетики Украины и Министерство угольной промышленности Украины)

Министерство топлива и энергетики Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Минтопэнерго является ведущим органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения реализации государственной политики в электроэнергетическом, ядерно-промышленном и нефтегазовом комплексах.

Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины

Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ) создана в 1994 году как орган регулирования естественных монополий и смежных рынков в отрасли электроэнергетики. На сегодня НКРЭ выполняет функции органа экономического регулирования в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе (с 1998 г.) и в сфере теплоснабжения (с 2005 г.).

В состав Комиссии входят Председатель и четыре члена Комиссии с равными правами в сферах их деятельности. Работу Комиссии обеспечивает аппарат (около 300 штатных единиц), в состав которого входят функциональные и обслуживающие структурные подразделения, а также территориальные представительства, которые действуют во всех областях Украины и Автономной республике Крым.

К полномочиям Комиссии относятся:
Лицензирование деятельности в электроэнергетике, нефтегазовом секторе и секторе теплоснабжения.
Разработка тарифных методологий и утверждение тарифов на:
передачу электроэнергии по магистральным и распределительным сетям;
производство электроэнергии генераторами, которые не участвуют в рынке ценовых заявок (АЭС, ГЭС, возобновляемая энергетика);
транспортировку природного газа, нефти, нефтепродуктов и аммиака по трубопроводам;
хранение газа в подземных хранилищах; теплопоставку;
Контроль за эффективным функционированием рынков электроэнергии и природного газа.
Защита прав потребителей.

Решения в Комиссии принимаются на открытых заседаниях, которые носят квазисудебный характер, с привлечением всех заинтересованных сторон. Решения Комиссии, которые имеют общий характер (правила, методики и т.д.) должны согласовываться с другими органами власти, например с Министерством топлива и энергетики, Министерством экономики, Антимонопольным комитетом.

Совет энергетического рынка Украины

Совет Оптового рынка электрической энергии состоит из Голосующих и Неголосующих директоров, которые выполняют свои полномочия в соответствии с Договором между членами Оптового рынка электрической энергии Украины.

Состав совета формируется следующим образом: в состав Совета входят 10 Голосующих директоров, в частности 5 директоров от Производителей электроэнергии и 5 директоров от Поставщиков электроэнергии. Неголосующие директора имеют право быть присутствующими и выступать на собрании Совета, тем не менее, они не имеют права голосовать ни по одному вопросу. Неголосующий директор назначается исключительно тем органом, который он может представлять.

Совет, между заседаниями Совета и Общими сборами членов рынка, осуществляет общий надзор за работой ГП «Энергорынок», выполнением условий Договора между членами Оптового рынка электрической энергии, Системы обеспечения функционирования рынка и связанных с этим обязательств.

ГП «Энергорынок»

Государственное предприятие, созданное на базе Национального диспетчерского центра электроэнергетики Украины, которое осуществляет деятельность в соответствии с лицензией на оптовое снабжение электрической энергией.

Обязанностями ДПЭ, в соответствии с условиями Договора между членами Оптового рынка электрической энергии Украины является:
обеспечение закупки электрической энергии от Производителей электрической энергии в соответствии с настоящим Договором и Двусторонними договорами и на условиях согласованных с Операторами внешних перетоков электроэнергии;
расчет и начисление платежей Производителям электрической энергии;
возмещения затрат на передачу электрической энергии Магистральными и Межгосударственными электросетями от лица заказчиков и с соблюдением принципа Экономической закупки.

НАК «Энергетическая компания Украины»

Национальная акционерная компания «Энергетическая компания Украины» была создана в 2004 году. Основной задачей новой Компании есть создания условий для эффективного функционирования и развития электроэнергетического комплекса.

Компания занимается координацией деятельности предприятий, акции которых переданные в уставный фонд Компании, и осуществлением контроля за хозяйственной деятельностью таких предприятий; концентрацией и распоряжением финансовыми ресурсами для реализации инвестиционных проектов; усовершенствованием работы с потребителями электрической и тепловой энергии, в частности по укреплению платежной дисциплины, ограничению поставки электрической и тепловой энергии неплательщикам, предотвращению несанкционированному доступу к электрическим сетям; производством и поставкой электрической и тепловой энергии и др. Уставный фонд Компании составляет 2,198,626,000 гривен. 100 % акций Компании находятся в собственности государства и не могут быть отчуждены.

На данный момент НАК «ЭКУ» имеет «контрольный пакет голосов» на Совете ОРЭ.
Теги україна



Обговорити на форумі
Автор Fed Коментарів 0 Переглядів 2870
Спонсорська реклама
Читайте унраїнські новини на нашому порталі

Написати кометар
Ваше Ім'я:


Ваш E-Mail:



Код:
Включіть це зображення для відображення коду безпеки
оновити, якщо не видно коду


Введіть код: